Джингл — имиджевый музыкально-информационный элемент с произнесением или пропеванием (чаще всего ногоголосным) названия Брэнда и его фирменного слогана. Продолжительность Джингла от 3-х до 7-ми секунд.
Джингл может быть создан на основании Музыкального логотипа или других имеющихся имиджевых элементов, например, Рекламная песня, Гимн, Фирменная композиция. Джингл широко используется в рекламных роликах и объявлениях.
Если рассматривать радиоэфир как music box, т.е. музыкальный аппарат, позволяющий слушателю 24 часа в сутки наслаждаться любимой музыкой (чем он, впрочем, и является), возникает необходимость с одной стороны идентифицировать этот аппарат, с другой — раскрасить его в разные яркие цвета, определяющие общий имидж радиостанции, превращающие его в привлекательный интересный для целевой аудитории продукт.
По классическому первоначальному значению этого слова под джинглами понимались пропетые одиночным или групповым вокалом позывные радиостанции. Сегодня это значение расширилось.
Все джинглы можно разделить на две большие группы: формальные (идентификационные) джинглы и джинглы, призванные выполнять разнообразные художественные задачи.
Функции первой и второй группы достаточно часто пересекаются и при этом, естественно, дополняют друг друга.
В первую группу можно отнести: ID-jingle — главный идентификационный джингл радиостанции, ее часовой позывной; специальные характерные джинглы, открывающие и закрывающие выпуски новостей, различные рубрики и специальные программы, музыкальные подкладки и т.д., т.е. "одежда" перечисленных новостей, рубрик, программ. Сюда же отходят линейные идентификационные джинглы, напоминающие слушателю, на волне какой радиостанции он находится. В первой группе оказываются также так называемые лайнеры — короткие фразы без музыкальной подкладки. Обычно они накладываются на вступление песни и служат своего рода механическими ди-джеями, доносящими до слушателя ту или иную информацию.
Ко второй группе можно причислить художественные джинглы, призванные создать непрерывность и единство музыкального потока. При этом их можно условно подразделить на соединяющие и разъединяющие. Под соединяющими джинглами понимаются элементы эфира, смягчающие переход от громкой песни к тихой, от быстрой к медленной, от ударника в конце одной композиции к скрипке в начале другой и т.д. Обычно эти джинглы бывают относительно короткими: от 3-5 до 10-12 секунд. К этой группе можно причислить также другие оформительские элементы эфира, которые на радийном жаргоне называются словом "звучки". Речь идет о так называемых свиперах, бамперах, различных бриджах, в которых не звучит позывной (логотип) радиостанции, но которые однако помогают красиво переходить от одной песни к другой, соединяя в единое целое все фрагменты программного продукта, делая его более динамичным, ярким, насыщенным, разнообразным.
Под разъединяющими джинглами понимается группа элементов эфира, позволяющих более безболезненно перейти от песни, скажем, шуточной веселой тематики к печальному шлягеру о потерянной любви и т.д. Обычно эти джинглы больше предыдущих по хронометражу и могут звучать от 15 до 25 секунд.
Дело в том, что человеческая память при прослушивании радио очень кратковременна, тем более если речь идет о фоновом звучании. Если смикшировать такие разные по эмоциональному наполнению песни напрямую, то в момент самого микса подсознательно у человека может возникнуть внутреннее чувство отторжения, неприятия, различные болезненные ощущения. Когда же выходит джингл, он переключает внимание человека на себя, заставляя его забыть о том, что только что звучало. В этом случае переход к следующей композиции, кардинально противоположной предыдущей, не вызывает никаких отрицательных эмоций.
Исходя из среднего времени непрерывного прослушивания за один раз, в формате АС лучше ставить джинглы (или "звучки") каждые две песни, а в формате CHR лучше все песни микшировать через джинглы.
Кстати, голос ди-джея может время от времени заменять джингл. Однако при этом говорить перед, а тем более после джингла категорически не рекомендуется, потому что текст ведущего резко снижает темп звукоряда, как бы разрывает его, не говоря уже о том, что, как я уже писал в самом начале главе 12, нарушается принцип привязки или ассоциации названия радиостанции со звучащими в эфире хитами.
Хорошие джинглы создают уникальную идентификацию индивидуального и неповторимого саунда станции. Также как и музыка, звучащая в эфире, музыкальный стиль и характер джинглов, должны дать понять слушателю, что он может ожидать от предлагаемого программного продукта.
Обычно у радиостанции должен быть рабочий пакет, состоящий из 10-12 базовых джинглов плюс по 3-4 художественных вариации на каждый. Итого около 45. При этом я не считаю "звучки" и джинглы, являющиеся элементами "одежды" рубрик, выпусков новостей, специальных программ и т.д. Их может быть сколько угодно, чем больше, тем лучше.
Выбирая пакет джинглов, который будет представлять имидж радиостанции, мы прежде всего должны обратить внимание на музыкальные треки (подкладки) под вокал в джинглах и голос диктора. Каждый из них должен соответствовать общей стилистике. Часто бывает так, что говорится, или поется фраза типа: "Горячий рок на радио АС", или "Самые свежие хиты на радио АС", либо "На радио АС новинка" а музыка под ней, явно не соответствует духу и стилю заявленным в этой фразе. Как правило, большинство наших радиостанций стремятся иметь абсолютно разные джинглы которые, по их мнению, подойдут на "все случаи жизни". Это неверный подход. Должен быть выдержан не только единый формат и музыкальный слоган (логотип) во всех работах, но и их общий характерный саунд, подчеркивающий стилистику радио. Джинглы призваны поддерживать те незыблемые основы музыкального плей-листа, о которых мы уже неоднократно говорили.
Давайте подведем краткий итог вышесказанному и более подробно и конкретно рассмотрим, что из позывных мы должны иметь, и как ими пользоваться.
Есть правило, по которому станция обязана напоминать о себе (идентифицировать себя) с помощью джинглов, не менее 6 раз в час. Однако не все придерживаются этого правила, в том смысле, что напоминают о себе гораздо реже. В среднем на станции 3 рекламных блока в час, и после каждого должен звучать джингл, или специальный ролик рекламного отдела, со звуковым логотипом радио. Если это ролик, то он должен предусматривать, параметры последующей песни. А это значит, что таких роликов должно быть несколько, причем разных.
Если мы новая музыкальная станция, то лучшей практикой будет наличие не менее, как я уже говорил, 30 различных, сделанных в одном формате связующих художественных джинглов для микса плюс 10 базовых, притом, что джингл станции должен звучать не реже чем через каждые две песни, чтобы нас быстрее начали узнавать.
Из этих 30-и, должно быть как минимум пять, обеспечивающих ритмический переход от медленного темпа к быстрому, и пять — от быстрого к медленному. Остальные по своему характеру должны соответствовать стилистике музыкального звучания и быть в зависимости от текстуры начала и окончания песен либо энергичными по своей динамике и ритму, либо спокойными и мелодичными, либо умеренными. Хорошо, если среди джинглов найдется пара приветствий слушателей, для утра и вечера. Что-то типа: "Доброе утро, вы слушаете радио АС!" При этом необходимо помнить одно основное правило: художественные джингды всегда ориентируются в первую очередь на последующую песню, а не на предыдущую. Это очень важно для оптимального микса.
Музыкальный логотип, идентифицирующий вашу станцию, должен присутствовать в каждом из джинглов. То есть, в ролике не может звучать один лишь слоган, или частота, обязательно и непременно должно быть указано и название станции.
Обновлять позывные следует как минимум раз в год, естественно, сохраняя при этом звуковой логотип радиостанции. Такая практика будет вносить в программы радио элемент новизны.
Кроме основного пакета обычных эфирных джинглов необходимо иметь специальный праздничный набор из новогодних и рождественских роликов. Эти праздники являются не только наиболее значимыми для большинства людей, но и самыми продолжительными. Так что придется крутить новогодние ролики, начиная с католического Рождества и до Старого Нового года.